Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:
  • Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе,тому месту, где живем).
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
  • Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику.
  • Всесторонне планируйте инклюзию.
  • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация.
  • Включайте родителей.
  • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников.
  • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.).
Неверные представления об инклюзии:
  • Представление что присутствие в школе само по себе достаточно.
  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать.
  • Фокусирование не на целях, а на действиях.
  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию.
Существующие барьеры:
  • Архитектурная недоступность школ.
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Законодательные ресурсы:
  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1.
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф.
  • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  • Конвенция о правах ребенка.
Правила инклюзивной школы
  • Все ученики равны в школьном сообществе.
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Планируется и проводится эффективное обучение.
  • Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников.
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
  • Семьи активно участвуют в жизни школы.
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
  • Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью.
  • Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
  • Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения.
  • Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе.
  • Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
  • Наиболее вероятное повышение успешности ученика.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
  • он достаточно гибок;
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;
  • он уважает индивидуальные различия;
  • он может слушать и применять рекомендации других членов команды;
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;
  • он согласен работать с другими учителями в одной команде.
Результаты инклюзии:
  • У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов.
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны.
  • Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика.
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков.
  • Существуют процедуры оценки эффективности.
В заключение:

Инклюзивные сообщества включают:
  • Изменение взглядов в целом.
  • Разнообразие включает каждого.
  • Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения.
  • Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается.
  • Возможность для каждого быть успешным.
Социальные изменения:
  • Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным.
  • Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе.
  • Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта.
  • Действие отличается от убеждений и теории!
По материалам международной конференции

«Развитие инклюзивных школ в России», Москва, 19-20 ноября 2005 :

Д-р Джеймс Леско, ведущий специалист службы раннего образования для детей с особыми потребностями и без них (Делавэр, США), из доклада «Инклюзивные школьные сообщества: стратегии достижения успеха».